Онлайн-рубрика: Вышневолоцкие мосты и мостики (ч.4)
В дни, когда Вышневолоцкий краеведческий музей им. Г.Г. Монаховой вынуждено не может принимать посетителей, старший научный сотрудник музея Надежда Задонская подготовила онлайн-рубрику о водной системе Вышнего Волочка, который часто называют Тверской Венецией или Санкт-Петербургом. Акцент она решила сделать на мостах!
Продолжение: Петербургский мост.
Петербургский мост находится в самом начале Цнинского канала. Он появился в 1830-х годах, когда через Вышний Волочёк прошла дорога с твердым покрытием – первое в России шоссе, соединявшее Москву и Петербург.
Неизвестный художник XIX века запечатлел на своей акварели центр города, старый Богоявленский собор (до его перестройки в 1866 году), Обводной канал и этот мост. Как видим, движение на государевой дороге было оживлённое, а с моста открывался прекрасный вид на город, его храмы, каналы и набережные.
До середины XX века мост имел важное значение для передвижения транспорта меж двух столиц. В черте города дорога проходила по Ленинградскому шоссе, улицам Подбельского, Осташковской и Екатерининской. После реконструкции 1950-х годов этот участок был выведен на улицу Кирова (ныне Большая Садовая), а мост активно используется на внутригородских маршрутах.
Первоначально мост был деревянным. В 1967 (1968?) году деревянное пролётное строение моста было заменено на новое (железобетонное) типовое. Перильное ограждение из чугунного литья компануется из стоек и секций типа «Киевская решётка». Проект моста был разработан институтом «Гипросельхозпром».
Работы по сооружению вёл Вышневолоцкий производственный участок Мостоотряда № 19 Мостостроительного треста № 6 Минтрансстроя СССР (треста «Мостострой № 6»). По словам руководителя Вышневолоцкого участка «Мостоотряда № 19» Николая Лукича Татушенко, за период с 1967 по 1993 год в Вышнем Волочке было построено, реконструировано и капитально отремонтировано более десяти мостов. Работами по реконструкции Петербургского моста руководил мастер Т.М. Ваулин.
Если при посещении Вышнего Волочка вы не постояли на этом мосту, то можно сказать, что и города вы не видели. Именно здесь наши экскурсоводы покажут вам место, с которого видно сразу девять (!) мостов https://vk.com/club118599485?w=wall-118599485_3339
Конечно, и под мост стоит заглянуть, посмотреть на глубокие борозды на его гранитных устоях. До сих пор краеведы спорят, как они появились. А вот Михаил Лаврентьев высказался по этому поводу однозначно:
* * *
На граните, возле парка,
След каната,
Бурлаки тянули барки
Здесь когда-то.
И канатом напрягались
Струны-жилы.
Камни жались и боялись
Русской силы.
Вышний Волок, Вышний Волок,
Город старый,
Путь был долог,
А ты вовсе не усталый.
Только шрамы на граните.
Шрамы эти -
След умчавшихся событий –
Лихолетий.
Бурлаками деды наши
Здесь ходили.
Никакой гранит не страшен
Русской силе!
И ещё немного истории.
Раньше главная дорога из Санкт-Петербурга на Москву проходила по Ванчаковой линии (так она сегодня называется). Мост через Цнинский канал был построен чуть дальше от начала канала. Мы видим его в альбоме акварелей М.М. Иванова, сделанных им в 1785 году во время поездки Екатерины II в Вышний Волочёк и на гравюре Степана Филипповича Галактионова, помещенной в «Русском дорожнике» 1802 года.
Был и ещё один мост – наплавной, который можно увидеть на старинных открытках.
__________________________________________________________________________
Первая часть рубрики доступна по ссылке: https://vk.com/tvermuzeum?w=wall-22098014_5493
Вторая часть: https://vk.com/tvermuzeum?w=wall-22098014_5534
Третья часть: https://vk.com/tvermuzeum?w=wall-22098014_5588
#ВышневолоцкийКраеведческийМузей#культурарегиона
13 мая 2020