Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Новости
08 января

В православной традиции на следующий день за великими праздниками принято отдельно чествовать лиц, принявших непосредственной участие в празднуемом событии, это и называют «собором». Рождество в народном сознании связано с образом Богородицы-роженицы. Вот и собирались особо крестьянки, недавно родившие детей, да повивальные бабки на церковную службу восьмого числа, чтобы тем самым оказать особую честь Богородице.

Спозаранку суетились самые расторопные хозяйки у печи, потому как этот день – праздник у повивальных бабок. В русских деревнях они не только выполняли акушерскую функцию – повитуха вступала в духовно-родственные отношения с повивальным ребенком. К дому опытной и умелой повитухи никогда дорожка не зарастала, а молва о такой женщине всегда доброй была: «Бог с милостью, а бабка с руками», «Погоди родить, дай по бабку сходить».

Одни повитухи встречали в этот день у себя матерей с детьми, которых в свое время приняли, а счастливые матери дарили им подарки: полотенце или отрез материи, домашнюю птицу, пироги, блины, деньги. Чаще сельчанки сами в гости повитуху звали, чтобы попотчевать специально приготовленной кашей. Отсюда и пошло название дня.



В отличие от постной предрождественской кутьи, «бабья каша» готовилась «богатой» — с орехами, изюмом, черносливом, а если гречневая, то со шкварками.

Вечером по деревне начинались хождения ряженых – переодетые парни в вывернутых наизнанку шубах и со звериными масками на лицах с песнями, забавами, играми стучались в ворота да окошки, звали-величали хозяев, угощенье получали, а неприветливых соседей шутя и проучивали. Девушки принимались за гадания на встречу с юношей, свадьбу или даже на урожай. Люди же постарше в этот вечер делали прогнозы на будущее, вспоминая, какая погода выдалась днем: «Если этот день ясный, будет хороший урожай проса, если пасмурный, недород его», «Каша в печи румянится – к снегу».