Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Купить билет

Старые портреты - новые имена. Атрибуция живописных портретов из собрания Тверского краеведческого музея

Чт 30 мая - Чт 26 сентября

100-150 рублей.

Выставка продлена до 26.09.2024

Блестяще решенная задача со множеством неизвестных. Так можно сказать о выставке "Старые портреты – новые имена" из собрания Тверского краеведческого музея.

Возвращение портрету имени – сродни научному открытию  и является знаменательным событием не только для музейного собрания, но и для культуры страны в целом. Уникальность в том, что всем портретам, которые увидит посетитель, возвращены подлинные имена!

История существования и бытования семейных реликвий в  дворянских усадьбах зачастую представляет собой чудесное хитросплетение вымысла и реальности, которые со временем так тесно уживаются, что отличить одно от другого не представляется возможным. Как правило, портрет человека писался для сохранения памяти о близких и любимых, по случаю важного события,  размещался в семейном интерьере и часто не нуждался в подписи – так формировались фамильные портретные галереи. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в революционные годы, когда разрушались и разорялись особняки и усадьбы, многие портреты, сберегавшие семейную и родовую память, теряли свои  насиженные места, корни,  становясь безымянными экспонатами в музейных собраниях и частных коллекциях.

В этой связи особенно показателен пример с Куракинской коллекцией из имения Степановское-Волосово Тверской губернии, поступившей в Тверской музей в 1920-е годы. На некоторых портретах  сохранились надписи на оборотной стороне холста, из которых следовало, кто изображен на портрете. Под этими именами они и были записаны в учетные книги поступлений музея. Как показали исследования, это не всегда соответствовало действительности.

Самая простая методика идентификации портретов – сравнить с подтвержденными изображениями. Но для этого нужно сначала понять, с кем сравнивать, ведь невозможно держать в голове тысячи разных портретов. С другой стороны, портретное искусство XVIII – XIX веков подчинялось строгим канонам. Зная особенности ношения форменной одежды, наград, орденов специалист может очень точно определить не только датировку, но во многих случаях изображенного на портрете. К сожалению, этот метод применим только к мужским портретам – женщины орденов не носили, за исключением кавалерственных дам.

На выставке представлено одиннадцать портретов, поступивших в коллекцию музея в разное время и при разных обстоятельствах, некоторые с пометкой – "портрет неизвестного". Герои этих живописных произведений навсегда могли остаться "неузнанными", если бы они не стали предметом заинтересованного и досконального изучения музейных специалистов и историков.

Атрибуцию портретов произвели: Александр Кибовский (военный историк, г.Москва), Михаил Асварищ (Русский музей, г.Санкт-Петербург), Владимир Биберин (Тверская областная картинная галерея), Елена Мойкина (Тверской государственный объединенный музей).

 0+

 

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений