Говоря о посуде для напитков, невозможно не вспомнить о таком традиционно русском столовом предмете, как самовар. Традиция чаепития появилась в России относительно недавно – чуть больше трехсот лет назад.
А этот «водогрейный для чаю сосуд с медною трубой» появился… нет, не в Туле. Первый тульский самовар сделал мастер Лисицын в 1778 году. А на Урале самовары стали делать с 1740 года. Так что название «самоварной родины» Тула делит с Уралом.
Первые самовары по форме тяготели к западноевропейским. Их делали, например, в стиле классицизма, похожими на античную урну. Однако, чем шире становилось производство самоваров, тем больше их форма утрачивала былой аристократизм, в ней постепенно стали преобладать чисто русские мотивы.
Уже в 1850 году в стране выпускалось примерно 120 тысяч самоваров, а занимались этим ремеслом 28 мастерских. Какие только самовары не делали: большие – на несколько ведер и маленькие – на 1-2 стакана. Вначале самовары изготовлялись из красной (чистой) и зеленой меди, но постепенно они уступили место своим собратьям из сплавов меди и цинка. Кто побогаче, покупал серебряный или никелированный самовар. Раскольники, проклиная чай, поначалу враждебно относились и к самовару, называя его «сатанинским пузом». Но в XIX веке уже и староверы отступили от своих «принципов», с удовольствием «сквернясь китайским зельем».
«Благодетельным снарядом» называл самовар писатель Владимир Короленко. Вообще в разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он «самогар», по-курски – «самокипец», а по-вятски – «самогрей». Блестящий, пышащий, он вносил в чаепитие праздничность, располагал к неспешной застольной беседе. Пузатые, крутобокие самовары господствовали в прошлом веке на столах представителей всех сословий, от простолюдина до царедворца. Для чаевника они были вещью просто необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставалась горячей; хорошо распаривалась заварка в чайнике, установленном на самоваре. Наконец, чай, заваренный кипятком из самовара, всегда вкуснее. Вода в самоваре прогревается равномерно и не «бурлит» так интенсивно, как в чайнике. Накипь и частицы, содержащиеся в воде, оседают на дне самовара и благодаря тому, что вода в нем не взбалтывается, не попадают в чай. Самовар на столе услаждает слух своей неповторимой, умиротворяющей песней. Даже легкий дымок углей или еловых шишек как будто успокаивает, заставляет забыть суету и неторопливо посидеть, наслаждаясь великолепным чаем.
Обязательным атрибутом самовара был также поднос. Зачастую лакированные, с цветной росписью, российские подносы имели самые разные размеры и формы. Овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные, они прекрасно дополняли сервировку чайного стола, использовались и в качестве самостоятельного украшения жилища.
Раньше других подносы начали делать на демидовских заводах, а в начале XIX века их производство было налажено в деревне Жостово. Яркие букеты цветов на черном лаковом фоне делают эти подносы неповторимыми и всегда узнаваемыми.
Фотографии предметов из собрания ОКМ.