23 февраля в конференц-зале Старицкого краеведческого музея прошло очередное мероприятие из цикла «Православные встречи в музее». В этот раз оно было посвящено произведениям лицевого шитья, которые используются в православной церкви при богослужении.
Со вступительной речью к присутствующим обратился благочинный Старицкого церковного округа и настоятель храма Илии Пророка протоиерей отец Владимир. Он рассказал собравшимся об истории возникновении плащаниц, обратив внимания, что их существует два вида, с изображением Христа или Богоматери (вторые предназначены для храмов, посвящённые ей).
Золотное шитье делится на орнаментальное и лицевое, второму и было посвящено сообщение заведующего Старицкого краеведческого музея Маргариты Владимировны Грачевой. Активное участие при изготовлении предметов лицевого шитья принимали художники (знаменщик, травщик, словописец), они закладывали основу (создавали композицию, намечали травный орнамент, литургическую и вкладную надписи), перед тем как за работу принимались вышивальщицы - женщины, обладающие специальными навыками.
Золотное лицевое шитье было дорогим делом и, конечно же, такие светлицы могли позволить себе только очень богатые и влиятельные люди. Известной мастерской XVI века была светлица супруги старицкого князя Андрея - Евфросинии Андреевны, которая находилась в Москве, на территории Кремля, близ Троицких ворот, где она проживала на тот момент с сыном Владимиром.
Сохранилось 4 плащаницы, вложенные (подаренные) княгиней: в Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский монастыри, в Троице-Сергиеву лавру, в Успенский собор Московского Кремля.
Сейчас большинство из произведений золотного шитья, изготовленных в мастерской князей Старицких, находится в музеях нашей страны: Новгородском, Загорском, Государственном Русском музее, в музеях Московского Кремля, Государственном историческом музее, Тверском государственном объединённом музее. Всего до нашего времени дожило почти двадцать произведений искусства мастериц Евфросинии Старицкой.
В конце встречи собравшиеся прошли в выставочный зал музея, где смогли познакомиться с образцами лицевого золотного шитья XVI-XVII веков, в том числе с пеленой «Распятие», вкладом князей Старицких в Старицкий Успенский монастырь.

