В рамках сотрудничества с Кашинским Центром социального обслуживания населения в Кашинском краеведческом музее состоялось очередное занятие для слушателей краеведческого факультета Университета третьего возраста. На этот раз темой встречи стала личность Василия Ивановича Симакова (1879-1955) – кашинского фольклориста, собирателя народного творчества.
Заведующая музеем Ирина Алексеевна Иванова прочитала слушателям университета лекцию о биографии и научных трудах В.И. Симакова, рассказала о его связи с Кашинским краем.
Значительную часть своей жизни фольклорист провел в родной деревне Челагино, на кашинской земле. Получив начальное образование в родной деревне, с десятилетнего возраста был в услужении у купцов Черениных в Кашине, дослужился до приказчика в единственном тогда в Кашине книжном магазине, там же и полюбил чтение. Живой ум позволил ему начать писать небольшие заметки, которые публиковались в провинциальных и столичных газетах. Придерживаясь либеральных взглядов, писал правдивые рассказы о крестьянской жизни, за что и был отправлен в двухлетнюю ссылку в Вологду. Исследователи считают, что именно тогда он первым обратился к проблеме собирания и исследования среднерусской частушки и народных лиричных песен как нового для начала ХХ века фольклорного жанра. В этот же период он начинает систематизировать собранные материалы и пытается сформулировать некоторые теоретические положения относительно жанра частушки. Теоретические обобщения В.И. Симакова были изложены в статье «Девушка-северянка в её частушках», которая была напечатана в 1910 г. в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера». При содействии издателя К. Ф. Некрасова в 1913 г. в Ярославле вышел «Сборник деревенских частушек», первое солидное собрание произведений этого жанра, с приложением нот и обширной библиографии. Ценность книги заключалась также и в том, что в ней был приведён список певцов, сказителей и собирателей, от которых Симаков записывал частушки. В. И. Симакову принадлежит также право первооткрывателя жанра народного романса: в 1915 г. он опубликовал тексты народных романсов в «Сборнике новых романсов». В поисках фольклора В.И. Симаков путешествовал по Архангельской, Новгородской, Петербургской, Тульской, Саратовской, Орловской, Вятской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Олонецкой, Енисейской, Воронежской, Астраханской и другим губерниям и, конечно же, по тверским городам и сёлам.
После Октябрьской революции В.И. Симаков разыскивал и записывал новые песни и частушки, в которых отразились социально-экономические изменения в деревне, выпустил несколько песенников. Свои наблюдения над жизнью народной песни он обобщил в книге «Народные песни, их составители и их варианты» (1929), состоящей из 16 очерков.
К 1929 г. В.И. Симаков подготовил к печати книги «Москва в народном творчестве: торговых выкриках, присказках, прибаутках, поговорках, частушках, песнях, присловьях и т. д.», «Всесоюзное собрание великорусских частушек» и «Сборник городских старинных любовных романсов и песен». Однако с началом коллективизации и усилением идеологического диктата в руководстве литературой и искусством, труды В. И. Симакова оказываются невостребованными. Собранные им сокровища народного творчества не издаются. Лишённый возможности жить литературным заработком, он с 1931 г. работает в Москве счетоводом в продовольственном магазине, с 1932 г. – продавцом в книжной лавке писателей. Житейские сложности вынуждают его вернуться в родную деревню Челагино, где он и продолжает начатые труды. В 1954 г. В. И. Симаков передал в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) собранный им стотысячный свод частушек.
В научной библиотеке и фондах Кашинского музея хранятся редкие издания книг В.И. Симакова 1912 – 1927 годов, с которыми и познакомились слушатели Университета.