Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Купить билет
Новости
08 мая 2023

Накануне Дня Победы в Великой Отечественной войне сотрудники Кашинского краеведческого музея провели несколько встреч, рассказывая о фронтовых судьбах земляков. Заведующая музеем Ирина Алексеевна Иванова выступила в Центре социального обслуживания населения перед слушателями «Университета третьего возраста», старший научный сотрудник музея Анна Петровна Малова - в Центральной библиотеке перед студентами Кашинского медицинского колледжа. Прозвучали отрывки из личных писем, заявлений добровольцев с просьбой отправить на фронт.
Некоторым из участников сражений тогда едва исполнилось 20 лет... Что они переживали и чувствовали, мы теперь можем представить лишь отчасти, читая скупые строки солдатских «треугольников».

Фронтовой путь артиллерийского разведчика Ивана Балашова начался с героической обороны Ленинграда. Обстановку военного быта просто и сурово передают его письма из далёкого 1942 года:
«… недавно, 12 февраля мне исполнилось 20 лет. Этот день я как раз был в карауле. Первый раз я в своей жизни справлял свои именины в такой обстановке и в таких условиях, виноват здесь во всем Гитлер со своей шайкой…».
«…Пишу письмо прямо с передовой линии в траншее, лежа на земле… Немцы от меня всего в 150-200 метрах, стреляют по нам, но пули вреда не приносят, а из миномета достанет только прямое попадание… В последние три дня всё дожди, вымочило основательно, ну ничего, как – нибудь просушимся, когда будет солнце…».

Письмо Николая Сударева из госпиталя, 1942 год: «…Дорогие мои родители, мама и Витя, вы обо мне не беспокойтесь, так как раны у меня нет никакой, только осколком или же камнем от здания ушибло поясничную область. Ну, особо сильной боли не чувствую, только наклоняться трудно, сидеть долго не могу, а также стоять и ходить. Ноги, руки работают, голова тоже. Вот врач осмотрит, скажет, в чем дело… Мама, на фронте 9 месяцев пролетели незаметно, ни о чем не думаешь, только об одном: жив и ладно. Или жить, или умереть на фронте, но не в тылу»... « Мама, мне бы сейчас ничего не надо, только бы побывать дома, посмотреть как вы живете».
Николай Сударев так и не увидел своих родных - он погиб 24 августа 1944 года при освобождении от фашистов территории Польши.

Жизнь уроженца деревни Филиппищево Алексея Бурова тоже оборвалась в 1944 году, на территории Румынии. В мае 1942 года он писал своим родным: «По дороге в Ярославль мы попали под бомбежку, на одном из разъездов налетел самолет и стал бомбить и обстреливать из пулемета, ранило и убило несколько человек. Девушка, которая ехала со мной в одном вагоне, выпрыгнула, и пулеметной очередью ей прострелили ногу… бомба разорвалась в 6 метрах от меня, и я был засыпан землёй.» Часто же в письмах встречаются подобные слова: «Извини, что написал мало, писать – то нечего, а совсем не писать хуже». Любая весточка придавала сил и вселяла надежду на возвращение.

Павел Аниханов, после войны трудившийся на заводе ЭАП, писал: «Здравствуйте, милая мама!.. Нас разделяла линия фронта и тысячи километров… Плен есть плен, а фашистский плен, особенно для русского человека ни с чем не сравнить. Что я пережил за это время, невозможно описать. Скажу только, что два раза находился на грани голодной смерти и только мой здоровый молодой организм мог это перенести…»
И многие из тех, кто вернулись с той войны, уже тоже ушли от нас. А строки солдатских писем, словно связующие нити, помогают хранить память.


Чтите долю солдат — в деревнях, городах…
Поклонитесь у братских могил.
И пусть вечный огонь отразится в глазах,
И придаст всем надежды и сил.

Чтите долю солдат — наш великий народ
Неподкупен, не падок на лесть…
Чтите долю солдат — не окончен поход
Тех, кто спас веку прошлому честь.

А. Лазутин

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений