До начала XX века ножи и ножницы были довольно дорогим товаром. В домах простых горожан редко можно было встретить привычные современному человеку столовые приборы на шесть или двенадцать персон. В крестьянских избах нередко единственным ножом пользовалась вся семья, передавая его во время еды по кругу. Даже и речи не могло быть о том, чтобы дети использовали ножницы для резки бумаги или ниток, чтобы сделать, например, куколку для игры. Когда лезвия становились тупыми и резать ими было уже неудобно, у многих семей не хватало средств для приобретения новых. Им оставалось только ждать, когда в деревню забредёт точильщик.
Точильщики носили на плече свой станок с педальным приводом. Были у них и характерные присказки-закликалки. Чаще всего они громко выкрикивали «Точить ножи-ножницы, бритвы править», «Кручу-верчу — наточить хочу», собирая вокруг себя не только тех, кто нуждался в заточке острых предметов, но и уличных зевак, с любопытством рассматривавших весь процесс работы. Нередко себе в помощники такой мастер брал мальчика, который вращал большое деревянное колесо, раскручивая точильный камень. Над камнем была укреплена небольшая ёмкость с краном, из которого капала вода, смачивавшая брусок. Если он становился слишком сухим, то царапал лезвие или оставлял на нём заусенцы.
Сложная конструкция оборудования такого ремесленника была настолько характерной и привычной для жителей городов и деревень, что, когда на улицах появились первые велосипедисты, удивлённые мальчишки кричали: «Гляди, точильщик с ума сошел!».
Услуги этих мастеров пользовались спросом у служащих, чиновников и военных, которым запрещено было носить бороду, а значит, имевшим потребность в опасных бритвах. Стальные и серебряные ножи и ножницы приносили для правки кухарки, трактирные повара и цирюльники, а дворники не упускали случая наточить топор и лопату — главные инструменты в борьбе с мусором и наледью.
Со временем количество хозяйственных предметов и орудий, требовавших регулярной заточки, в домах уменьшилось, и бродячие точильщики осели в небольших стационарных мастерских.
На территории Музея тверского быта есть ростовая фигура, изображающая представителя этой незаслуженно забытой ныне профессии.
19 мая 2020