Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Купить билет
Новости
17 июля
В Краснохолмском краеведческом музее прошло мероприятие, посвященное 190-летию со дня рождения художника, педагога Павла Петровича Чистякова. На мероприятии присутствовали ребята, обучающиеся в детской школе искусств. Заведующий музеем Семенова Ирина Викторовна познакомила детей с биографией и творчеством художника, педагога П.П.Чистякова. В Краснохолмском краеведческом музее также открыта выставка копий работ художника.
Павел Петрович Чистяков родился 23 июня (5 июля) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии (ныне Краснохолмский район, Тверская область) в семье бывших крепостных крестьян генерал-майора Тютчева. Отец будущего мастера Пётр Никитич Чистяков был управляющим в имении своего барина, и за свой многолетний и честный труд получил невиданную по тем временам награду — вольные, которые получали его дети при крещении: Павел стал свободным через три дня после своего рождения. Первоначальное образование будущий художник получил в приходской школе в Красном Холме, после окончания которой, по настоянию отца поступил в уездное училище города Бежецка. Учился с большим усердием и училище окончил с отличием. В училище же проявился и его интерес к рисованию. На талантливого мальчика обратили внимание и городские власти, пожелавшие отправить его на обучение в тверскую гимназию за казенный счет, но Павел отказался, устроившись работать в Бежецке землемером. Работая, продолжал заниматься рисованием, и через два года окончательно решил во что бы то ни стало стать профессиональным художником. Поделился своей мечтой с отцом и тот не стал возражать, дав вместе с согласием еще и денег — 17 с полтиной рублей, взятых в долг. Этого оказалось достаточно, чтобы, собрав нехитрые пожитки, в 1849 году отправиться в столицу добиваться поставленной цели.
В Санкт-Петербурге талантливого юношу зачисляют вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств. Живет он у родственников, ежедневно ходит пешком на занятия и дает уроки рисования, чтобы хоть как-то свести концы с концами.Чистякову очень не нравились постоянные повторения рисования гипсов — непременной составной части тогдашней программы обучения, но приходилось терпеть. Давая частные уроки, он постоянно придумывал новые приемы, в том числе особый принцип рисования снизу вверх — «с земли, с ног». Он умел объяснить и показать ученикам основы рисунка, объяснить принципы композиции, делая все это доходчиво и понятно, без какой бы то ни было напыщенности. Его педагогический талант был замечен, и Чистякова пригласили преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.В период 1854–1858 годов Павел Чистяков получает две малые и две большие серебряные медали Академии за отличные рисунки и этюды с натуры.
В 1860 году за полотно «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» он удостаивается уже малой золотой медали, а годом позже, в 1861 году, оканчивает курс Академии со званием художника XIV класса. В этом же году грандиозное по своему исполнению полотно «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного» приносит Павлу Чистякову вожделенную большую золотую медаль, дающую право на пенсионерскую заграничную поездку за счет Академии, а сама картина приносит автору еще и 800 рублей — очень значительную по тем временам сумму.Перед отъездом за рубеж Чистяков некоторое время преподает в Петербургской рисовальной школе для приходящих. На родине, в Красном Холме, он пишет одну из лучших своих работ «Нищие дети», украшающую в наши дни собрание Государственного Русского музея.
Начиная с 1862 года Павел Чистяков живет и работает за границей. Он последовательно посещает Германию, Францию и благословенную Италию, которая сразу влюбляет в себя художника. Чистяков много и напряженно работает в Риме, ходит по музеям, наслаждается увиденным и впитывает новые и яркие впечатления. Он пишет картины «Джованнина», «Голова чочары», «Римский нищий», начинает работу над «Мессалиной» — картиной, которую будет писать всю жизнь, но так и не окончит. В 1870 году уже по возвращении в Петербург Чистяков получает звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чочары» и «Француз, собирающийся на публичный бал». После этого, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко будет выставлять свои новые произведения. Начав свою преподавательскую деятельность в стенах Императорской Академии художеств, Чистяков с первых же уроков дает понять своим студентам, что топтаться на одном месте и бесконечно повторять одно и то же они на его уроках не будут.В 1872 году Павел Петрович Чистяков получает должность адъюнкт-профессора гипсоголовного и этюдного натурного классов, которую занимает впоследствии на протяжении двух десятилетий. Он обучил основам рисунка сотни студентов, чутко выделяя наиболее талантливых из них. В его классах учились Елена Поленова  и Федор Бруни, Василий Матэ, Илья Репин и Виктор Васнецов. Врубель учился в личной мастерской Чистякова с 1882 года, и, по его словам, именно Павел Петрович вернул ему радость живописи. В 1892 году Павла Петровича Чистякова назначают членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской. С 1890 по 1912 год он заведует мозаичным отделением, оставив преподавание гипсов и натуры. Необходимо отметить, что именно под руководством Павла Чистякова проводились работы по оформлению интерьеров Исаакиевского собора и храма Воскресения Христа, а в Москве — храма Христа Спасителя. Именно Чистяков развеял сомнения Василия Васнецова, и тот дал согласие на свое участие в росписи Владимирского собора в Киеве. В 1914 году Павел Петрович Чистяков выходит в отставку. Он продолжает работать и принимает многочисленных учеников. Павел Петрович Чистяков скончался в своем доме в Детском Селе 11 ноября 1919 года.
Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений