7 июня в Калязинском краеведческом музее им. И.Ф. Никольского, филиале Тверского государственного объединённого музея, состоялось открытие выставки «Дивное узорочье», созданной к празднованию 500-летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского.
Рассказывает заведующая Калязинским краеведческим музеем: «Узорочье – ценные вещи, в том числе узорчатые ткани, драгоценности и украшения. Одно из первых упоминаний об узорочье есть в Повести временных лет (XII – XVвв.): «… и приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье…».
На XVI век приходится расцвет церковного декоративно-прикладного искусства. В украшении богослужебных предметов широко применяется чеканка по золоту и серебру, скань, тиснение. Используются украшения из эмали и драгоценных камней, тончайшая чернь. Продолжает развиваться художественное шитьё. Содержанием произведений лицевого шитья являлись библейские и евангельские сюжеты, а также лики святых и сцены из их жития. Предметами лицевого и золотного шитья были – плащаницы, покровы на гробницы святых, подвесные пелены, хоругви, воздухи и судари, завесы царских врат, походные и домашние иконостасы, облачения духовенства. Этот вид вышивки получил образное название «живопись иглой», так как вышивальщица, работая над рисунком, накладывает стежки так близко друг к другу, что создаётся впечатление живописного полотна.
Наивысшего художественного развития золотное шитье достигло в XVII в. оно становится более декоративным. Его отличает стремление к пышности и сложной узорности. Вышивальщицы стараются придать вышивке вид металлической золотой или серебряной поверхности. Шитая вещь уже явно подражает металлу – золоту, а обильная отделка жемчугом и драгоценными камнями делает ее скорее ювелирным изделием.
Изделия декоративно – прикладного искусства составляли особую коллекцию в Троицкой обители: это царские и боярские вклады, вклады именитых и безызвестных жертвователей, поистине – Дивное узорочье!
Калязинский музей сохранил предметы декоративно-прикладного искусства, древнерусской живописи и библиотеку Калязинского Троицкого монастыря. На выставке впервые представлены предметы церковного облачения, богато украшенные золотными узорами (ризы, воздуха, митры, покровцы), предметы богослужения (потиры, лампада, кресты, складни, образки, складни, печати для просфоры), образы преподобного Макария на иконах, иконы XVIII века из цикла «Двунадесятые Праздники», образцы лицевого и золотного шитья, поражающие высокой техникой исполнения».
Первые посетители с интересом слушали об экспонатах из церковного облачения, названия многих ранее не было для них и на слуху: воздух, палица, плат, саккос, епитрахиль, набедренник, поручи…
Все предметы, представленные на выставке, долгое время хранились в запасниках ТГОМ. Их изучение и реставрация потребовала большой работы сотрудников отдела фондов и реставрационной мастерской ТГОМ, а так же сотрудников Калязинского музея.
На открытие выставки с приветственным словом к гостям обратился глава Калязинского района К.Г. Ильин. Он подчеркнул важность сохранения памяти о преподобного Макарии для будущих поколений.О работе над выставкой сотрудников Тверского государственного объединенного музея рассказала генеральный директор И.А. Репина. Она обратила внимание гостей на то, что коллекция Калязинского музея уникальна сохраненными фондами утраченного Макарьевского монастыря и выразила надежду, что представленная выставка только начало большой научной работы по изучению и созданию в будущем в новом здании экспозиции, полностью посвященной Макарьевскому монастырю и прилегающих территорий, истории затопления города.
Со словами приветствия выступили коллеги из Музея архитектуры им. А.В. Щусева – ученый секретарь Ю.В. Ратомская, которая рассказала об уникальной истории спасения фресок Макарьевского монастыря в суровую зиму 1940 года. О реставрации спасенных фресок, которые представлены на выставке в Музее архитектуры им. А.В. Щусева
На выставке была впервые представлена работа тверского художника, члена союза художников России В.В. Семенова «преподобного Макарий Калязинский». В этой работе образ Преподобного Макария Калязинского Чудотворца собирательный. Тверской мастер показал Калязинского святого так, как он видит его в обычной жизни, в манере светского портрета.
В этот день выставку посетили около 100 человек. Общение гостей проходило в дружеской и теплой атмосфере.
Выставка будет работать до конца января 2021 г.