09 ноября 2020
Вот и наступил ноябрь. Осень передает свои права зиме. Все меньше теплых, солнечных деньков. Небо затянуто тяжелыми серыми тучами. И если даже не льет дождь, в воздухе висит какая-то хмарь. Хочется уютно устроиться на диване под мягким пледом, взять в руки чашку горячего чая и наслаждаться его ароматом.
А что мы знаем о чае?
Если сегодня спросить любого жителя Центральной России, Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один – чай. Действительно, чай за последние три столетия так обрусел, что сегодня большая часть русского населения считает его своим национальным напитком.
Однако это не так. Исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав. За многие века на Руси сложились устойчивые букеты таких трав, обладающие наиболее ценными вкусовыми, пищевыми и целебными свойствами. Чаще всего чай готовился из мяты, мелиссы, зверобоя, липового цвета, иван-чая, листьев земляники, зверобоя, малины, черной смородины, брусники. Ничуть не хуже, но менее распространен чай из тимьяна, душицы, лабазника. Прекрасно подходят к таким чаям лесные ягоды, в изобилии растущие в России, - шиповник, земляника, малина, ежевика, костяника, брусника и др. Дополнительный аромат придают небольшие добавки лепестков василька, жасмина, шиповника, яблони. Не лишним будут и кусочки яблока. По цвету, вкусу и аромату эти чаи не уступают китайскому чаю высших сортов. В них нет кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ.
Что же касается чая, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, то он был завезен в Россию только в XVII веке. В 1638 году царский посол Василий Старков привез в числе прочих подарков государю Михаилу Федоровичу от монгольского Алтын – хана 4 пуда «диковинного сушеного листа». Через 36 лет в Москве началась торговля чаем. Было замечено, что приготовленный напиток «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и сиденья в Думе. Но в основном его использовали как лекарственное средство. Сильно сопротивлялись употреблению чая Староверы-раскольники. Их сознание, закостеневшее «в обряде» не принимало никаких нововведений. Они считали, что тот, кто пьет чай – «во Христе отчаивается», пить его – «скверниться», совершать большой грех.
Поначалу чай был очень дорог, поэтому очень долго входил в жизнь народа. Неумение правильно использовать его иногда приводило к курьезам. В одной из шуточных песенок рассказывается о том, как приготовил для барина чай незадачливый дворовый человек. По незнанию он заправил варево перцем, луком и петрушкой. Получив от барина взбучку за свою стряпню, слуга вполне искренне:
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить,
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
Но несмотря ни на что, чай постепенно распространился по всей России, стал ее национальным напитком. Особую популярность чаепитие приобрело после изобретения в середине XVIII века самовара. Этот «водогрейный для чаю сосуд с медной трубой» свое победное шествие по России начал с Тулы. Именно здесь в 1778 году некий слесарь Лисицын открыл первую в стране самоварную мастерскую. Правда, есть сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо раньше – в 1740 году – и не в Туле, а на Урале. Так что название «самоварной родины» Тула делит с Уралом.
Первые самовары по форме тяготели к западноевропейским. Их делали, например, в стиле классицизма, похожими на античную урну. Однако чем шире становилось производство самоваров, тем больше их форма утрачивала былой аристократизм, в ней постепенно стали преобладать чисто русские мотивы.
Уже в 1850 году в стране выпускалось примерно 120 тысяч самоваров, а занимались этим ремеслом 28 мастерских. Какие только самовары не делали: большие – на несколько ведер и маленькие – на 1-2 стакана. Вначале самовары изготовлялись из красной (чистой) и зеленой меди, но постепенно они уступили место своим собратьям из сплавов меди и цинка. Кто побогаче, покупал серебряный или никелированный самовар.
Раскольники, проклиная чай, поначалу враждебно относились и к самовару, называя его «сатанинским пузом». Но в XIX веке уже и староверы отступили от своих «принципов», с удовольствием «сквернясь китайским зельем».
«Благодетельным снарядом» называл самовар писатель Владимир Короленко. Вообще в разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он «самогар»,
по-курски – «самокипец», а по-вятски – «самогрей». Блестящий, пышащий, он вносил в чаепитие праздничность, располагал к неспешной застольной беседе. Пузатые, крутобокие самовары господствовали в прошлом веке на столах представителей всех сословий, от простолюдина до царедворца. Для чаевника они были вещью просто необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставалась горячей; хорошо распаривалась заварка в чайнике, установленном на самоваре. Наконец, чай, заваренный кипятком из самовара, всегда вкуснее. Вода в самоваре прогревается равномерно и не «бурлит» так интенсивно, как в чайнике. Накипь и частицы, содержащиеся в воде, оседают на дне самовара и благодаря тому, что вода в нем не взбалтывается, не попадают в чай. Самовар на столе услаждает слух своей неповторимой, умиротворяющей песней. Даже легкий дымок углей или еловых шишек как будто успокаивает, заставляет забыть суету и неторопливо посидеть, наслаждаясь великолепным чаем.
Обязательным атрибутом самовара был также поднос. Зачастую лакированные, с цветной росписью, российские подносы имели самые разные размеры и формы. Овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные, они прекрасно дополняли сервировку чайного стола, использовались и в качестве самостоятельного украшения жилища.
Раньше других подносы начали делать на демидовских заводах, а в начале XIX века их производство было налажено в деревне Жостово. Яркие букеты цветов на черном лаковом фоне делают эти подносы неповторимыми и всегда узнаваемыми.
Чаепитие, да еще с пряниками, коврижками, баранками, пирогами превратилось в народный обычай. Со временем на смену китайскому пришел индийский чай. Очень ценился так называемый цветочный чай, который выделывали из почек чайного куста. Более дешевыми были байховый (рассыпной черный) и кирпичный чай.
Для экономии в чай нередко добавлялись высушенные травы, цветы, ягоды, которые исстари использовались в душистых отварах и настоях. Чай с такими добавками сейчас называется чайным бальзамом. Бальзамы вкуснее и полезнее обычного чая.
Но и сам чай является настоящей аптекой. В свежих листьях чая витамина С содержится в 4 раза больше, чем в лимоне. Наибольшую ценность представляет содержащийся в чае витамин Р, укрепляющий стенки кровеносных сосудов., делая их эластичными и гибкими. Чай усиливает жизненные функции организма, способствует повышению работоспособности и жизненного тонуса. Он благотворно влияет на нервную систему. В отличие от других стимулирующих средств, в том числе и кофе, чай никогда не приводит к сверхвозбуждению нервной системы.
Особенно ценен чай с молоком: в таком сочетании он помогает предохранить зубы от кариеса. Чай с молоком или сливками является не только бодрящим, но и питательным напитком. Кроме молока и сливок к чаю издавна подавали мед, изюм. Значительно позже – сахар. Сахар широко распространился лишь после пуска в 1802 году первого отечественного сахарного завода в селе Алябьево Тульской губернии. Сахар староверы считали скоромным, так как, по их мнению, его делали из «бычьей крови», и в посты не употребляли.
Постепенно в привычный круг сладостей для чаепития вошли фрукты и ягоды, варенье на меду или сахаре. Сравнительно недавняя традиция – чай с лимоном.
В зажиточных купеческих семьях чай не представлял собой одно из обычных третьих блюд, но чаепитие являлось отдельным приемом пищи. К нему готовился отдельный стол со всевозможными закусками и заедками. Перед чаем необходима была соленая пища – икра, рыба (так называемая закуска), чтобы потом пить чай по нескольку самоваров, заедая всевозможными печеньями и сластями (т.н. заедками).
«Уткой переваливаясь с боку на бок, толстая Матрена втащила в горницу и поставила на стол самовар. Ради торжественного случая он был вычищен кислотой и, как жар, горел. На другом столе были расставлены заедки, какими по старому обычаю прежде повсюду, во всех домах угощали гостей перед сбитнем и взварцем, замененными теперь чаем. Этот обычай еще сохранился по городам в купеческих домах, куда не совсем еще нововводные обычаи, по скитам, у тысячников и вообще у сколько-нибудь у зажиточных простолюдинов. Заедки были разложены на тарелках и расставлены по столу. Тут были разные сласти, конфеты, пастила, разные пряники, орехи грецкие, американские, волошские и миндальные, фисташки, изюм, урюк, винные ягоды, киевское варенье, финики, яблоки свежие и моченые с брусникой, и вместе с тем икра салфеточная прямо из Астрахани, донской балык, провесная тельная белорыбица, ветчина, грибы в уксусе и, серебряных, золоченых чарочек разной величины и рюмок бемского хрусталя, графины с разноцветными водками и непременная бутылка мадеры» (А. Мельников-Печерский. «В лесах».)
Сейчас эта роскошь ушла в прошлое, и чай стал простым, скромным напитком. Его пьют повсюду.
Представлены фотографии с выставки "За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем" 2014 год.