Онлайн-выставка кукол «Песни военных лет» / Удомельский краеведческий музей (часть 2)
К 75-летию Великой Победы Удомельский краеведческий музей под руководством заведующей Елены Симакиной совместно с художниками основанной ею студии авторской куклы «Вдохновение» представляет онлайн-выставку кукол «Песни военных лет».
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны.
_________________________________________________
Включайте музыкальный файл, увеличьте снимок авторской куклы и читайте рассказ о песне!
Ссылка на исполнение песни «Давай закурим» К.И. Шульженко: https://vk.com/video-189355686_456239704
________________________________________________
Автор портретной куклы «Давай закурим» Татьяна Иванова. Работа посвящена отцу — Василию Кузьмичу Гаськову, рядовому связисту, прошедшему всю войну, портретное сходство которого воплотилось в кукле. Фото Андрея Курдюкова.
Сегодня пойдет разговор о песне «Давай закурим».
Осень 1941 года, Южный фронт. Необычайно рано для здешних мест наступила зима, уже в ноябре выпал снег. А потом вдруг потеплело, снег растаял, дороги раскисли, покрылись непролазной грязью... Именно в это время наши войска предприняли контрудар под Ростовом-на-Дону, в результате которого был освобожден этот город, а гитлеровские войска потерпели первое крупное поражение, и не смогли пробиться к кавказской нефти.
Потому первоначально «Давай закурим» в стихотворении Ильи Фенкеля начиналась так:
«Теплый ветер дует, развезло дороги,
И на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге,
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать».
– Служил я тогда в редакции газеты Южного фронта «Во славу Родины», — вспоминал Илья Френкель.— Должность называлась несколько необычно — «писатель». Какая строчка родилась первой? Вероятно, «будем вспоминать». Будем вспоминать — значит, будем живы, будет легче на душе, будет фашист разбит!
Военная судьба свела поэта с композитором Модестом Табачниковым. И позже к стихам Фенкеля добавилась музыка Модеста Табачникова и в таком виде композитор отнес её в отдел пропаганды Южного фронта. — Стихи так увлекли и захватили меня,— вспоминал композитор,— что я сразу же принялся за работу. И уже на следующее утро сыграл товарищам новую песню. «Давай закурим» — моя первая и самая любимая песня. С нее и началась моя творческая жизнь на фронте.
Бригадный комиссар Рюмин, возглавлявший отдел пропаганды и агитации Южного фронта, которому композитор принес и пропел эту песню, тоном, не терпящим возражений, заявил: «Никому эта твоя песня не нужна. Что это я буду вспоминать про то, что ты дал мне закурить? Вот если бы снарядами поделился или автоматный диск с патронами передал бы, тогда другое дело».
Впервые песня была исполнена на торжественном вечере, посвященном празднованию годовщины Октябрьской революции. Исполнил её ансамбль песни и пляски Южного фронта. Тогда же её напечатала фронтовая газета, потом «Комсомольская правда». А другая премьера состоялась под новый, 1942 год в артиллерийском полку, которым командовал майор Дедов. Песня была восторженно принята слушателями и быстро распространилась по всем фронтам. Ей была уготована долгая жизнь и всеобщее солдатское признание.
В 1942 году Табачникову привелось побывать в командировке в Москве, и он со своей новой песней познакомил Клавдию Шульженко. — И как я был счастлив,— вспоминал композитор,— когда через год на фронте увидел пластинку с двумя моими песнями в исполнении этой замечательной певицы. Одна из них — «Давай закурим». 21 февраля 1943 года песня «Давай закурим» впервые прозвучала в исполнении Клавдии Шульженко в её театрализованной программе «Города-герои» на сцене московского Театра сатиры.
К тому времени войска наши уже разгромили немцев под Сталинградом, линия фронта резко изменилась, и певица решила видоизменить зачин песни. В песне уже не упоминались ни Южный фронт, ни Ростов, ни Таганрог, о которых шла речь в изначальном её варианте. Обновленная песня победно прошлась по всем фронтам и добралась до самого Берлина.