Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Купить билет
Новости
23 апреля 2020
Онлайн-выставка кукол «Песни военных лет» / Удомельский краеведческий музей (часть 1)

К 75-летию Великой Победы Удомельский краеведческий музей под руководством заведующей Елены Симакиной совместно с художниками основанной ею студии авторской куклы «Вдохновение» представляет онлайн-выставку кукол «Песни военных лет».

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны.

Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.

И по сей день песни военных лет вызывают в душе бурю эмоций, а в сердце — сострадание, заставляют, спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны, окунуться в историю сороковых-роковых и вдохновляют на создание художественных образов, связанных с событиями этого страшного времени.

В новой рубрике к каждой военной песне подготовлена своя декоративная кукла, иллюстрирующая сюжет песни. Кроме того, рассказывается история создания песни, вспоминают ее авторов.

__________________________________________________________________________

Включайте музыкальный файл, увеличьте снимок авторской куклы и читайте рассказ о песне!
__________________________________________________________________________

Сегодня пойдет разговор о песне «Огонек». Автор слов: Михаил Исаковский. Автор куклы «Огонек»: Ирина Донских.


Точкой отсчета в биографии песни «Огонек» можно считать, пожалуй, 19 апреля 1943 года — день, когда газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского «Огонек» с подзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к нему написана музыка.

К «Огоньку» музыку стали сочинять и подбирать повсюду и все — профессиональные композиторы и самодеятельные, дирижеры, музыканты, певцы. Известны публикации мелодических версий «Огонька», принадлежавших М. Блантеру, А. Митюшину, Н. Макаровой, Л. Шварцу, а из самодеятельных композиторов — Н. Чугунову, В. Никитенко.

Все они исполнялись в концертах на фронте и в тылу, а некоторые звучали по радио и даже были записаны на грампластинку (как это случилось, к примеру, в годы войны с музыкой М. Блантера). Однако ничего общего с той мелодией, которая была подхвачена в народе, ни одна из них не имеет.

Повсеместно запели именно тот «Огонек», который все мы знаем и сейчас. Кто же автор этой мелодии? А главное — каким образом она так быстро, можно сказать, мгновенно распространилась в военные годы и прочно закрепилась в народной памяти? На эти вопросы ни одному из исследователей, занимающихся песенным творчеством периода Великой Отечественной войны, не удалось пока дать аргументированный ответ.

Никто не отыскал публикаций или хотя бы рукописей «Огонька», относящихся к военному времени.

Впервые с той мелодией, которая всем нам хорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала по Всесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательного певца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Нечаева.

На этикетке пластинки было указано, что слова песни М. Исаковского, а музыка — народная. То же самое говорилось и в передачах радио, когда она звучала.

«...Начиная примерно с 1945 года и до сих пор, — писал по этому поводу Михаил Васильевич Исаковский в апреле 1968 года, — очень многие люди пытаются доказать, что песню (музыку) написали они, то есть, вернее, каждый пытается доказать, что это его музыка. Одним словом, авторов музыки «Огонька» было великое множество.

Союз композиторов создал специальную комиссию, чтобы выяснить, кто же автор «Огонька». Было рассмотрено множество материалов, проверена каждая нота, каждая музыкальная «закорючка». В конце концов комиссия установила, что стихи «Огонька», напечатанные в «Правде», напоминают даже мотив польской песенки «Стелла», что ни один из претендентов не мог написать музыку».

#УдомельскийКраеведческийМузей #культурарегиона
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений