Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Купить билет
Новости
13 апреля 2020
Онлайн-рубрика: Вышневолоцкие мосты и мостики (ч.1)

В дни, когда Вышневолоцкий краеведческий музей им. Г.Г. Монаховой вынуждено не может принимать посетителей, старший научный сотрудник музея Надежда Задонская подготовила онлайн-рубрику о водной системе Вышнего Волочка, который часто называют Тверской Венецией или Санкт-Петербургом. Акцент она решила сделать на мостах:

– Дорогие друзья, предлагаю с пользой провести «судьбой дарованный досуг» и предаться воспоминаниям. В нашем городе более 30 мостов. Каждый из них имеет свою историю. Одни ведут свою летопись с 18 века, другие с 20-го. Одни перешагнули в нынешнее столетие, а другие остались лишь на старинных открытках и фотографиях.

Каждый мостик – это не только информация о строительстве и эксплуатации, но и чья-то интересная история, легенда. Поделитесь своими рассказами, преданиями, фотографиями. А заодно и предложите своё название этим незаменимым труженикам Вышнего Волочка.

Я начала изучать их историю в 2013 году, в рамках проекта «Мосты повисли над водАми…», который реализовывал Центр детского и семейного чтения. Выступала на краеведческих чтениях. Материал был опубликован в краеведческой газете «Наследие Вышневолоцкого уезда».

«Мосты повисли над водами…» Эти пушкинские строчки из поэмы «Медный всадник» очень подходят нашему городу, который называют и маленьким Санкт-Петербургом, и Венецией (Русской, Северной, Тверской Венецией).

Точное количество мостов назвать практически невозможно. Ведь кроме мостов «в чистом виде» есть ещё плотины, по которым раньше было разрешено движение, путепровод через железную дорогу, водосбросы, да и просто трубы.

В ходе работы над проектом наша команда встречалась с краеведами, руководителями отдела архитектуры и строительства и отдела коммунального хозяйства администрации города, а также с теми, кто строил мосты и кому близка эта тема.

В течение года сотрудники ЦДСЧ сфотографировали в разное время года почти все вышневолоцкие мосты, изучили многие печатные источники, в том числе издания «Вышний Волочёк на старинных открытках» Е.И. Ступкина, стихи вышневолоцких поэтов. Нам удалось найти две статьи, посвящённые мостам.

Первая – исследовательский материал бывшего научного сотрудника краеведческого музея Фаины Борисовны Соловьёвой «Мосты над первыми каналами» в газете «Вече Твери» (8 августа 2003 г.) и в Вышневолоцком историко-краеведческом альманахе № 8 (ВИКА за 2004 год).

Вторая – статья краеведа Виктора Ивановича Никитина в газете «Древний волок» (№№ 34-36 за 1999 год) «Мосты железны, деревянны: мосты красивы и имянны». Полный перечень литературы представлен в сборнике «Вязь мостов, гранит каналов», который стал одним из результатов проекта.

Сложность работы заключается в том, что наши мосты находятся в ведении разных ведомств. Среди них: автодорога «Москва – Санкт- Петербург», Канал им. Москвы, администрация города и даже частные предприятия. Единой базы данных обо всех мостах не существует. К тому же в паспортах мостов зачастую отсутствуют исторические сведения.

Автомобильные, железнодорожные и пешеходные, деревянные и железобетонные, большие и маленькие, мосты не только соединяют берега и микрорайоны. На протяжении нескольких веков они, как невидимые светофоры, регулируют жизнь города. Их появление, реконструкция, а иногда и разрушение – это отражение истории города, часть его летописи.

Предлагаю начать с мостов в центральной части города. С тех, что соединяют берега Цнинского канала. И первый мост – тот, что у старого автовокзала. Кто-то предлагает назвать его Сердюковским. А у меня родилось название «Звёздный». Да, рядом с ним не звёзды, а ракеты. Но тоже космос. Кстати, почему ракеты? Хотелось бы увидеть ответ знатоков. А пока немного истории.

В 1946 году Ленинградской конторой Союздорпроекта был создан проект реконструкции автомобильной дороги Москва – Ленинград. Его автором являлся инженер-капитан А.М. Богданов. В течение 15 лет (начиная с 1946 года) работы велись на всём протяжении трассы. В 1953-1956 годах был реконструирован участок дороги Торжок – Вышний Волочёк, в 1954 – 1956 годах – Вышний Волочёк – Валдай.
Автодорога Москва – Санкт-Петербург была выведена на улицу Кирова (ныне Большая Садовая). Ранее, с 1830-х годов, она проходила по Ленинградскому шоссе, улицам Подбельского, Осташковская и проспекту Советов (ныне ул. Екатерининская).

У выхода шоссе со стороны Санкт-Петербурга на улицу Большая Садовая (тогда ул. Кирова) был построен новый мост, которого раньше не было (мост у бывшего автовокзала).

Ваши мысли излагайте, пожалуйста, в комментариях. Каждому мосту будет посвящена отдельная тема.

P.S. В Вышневолоцком краеведческом музее им. Г.Г. Монаховой создана постоянная экспозиция «Вышневолоцкая водная система» и она заслуживает пристального внимания. Советуем после снятия ограничительных мер обязательно ее посмотреть!
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений