Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Новости
16 октября
2020 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В Осташковском краеведческом музее к этой знаменательной дате был подготовлен и проведен цикл мероприятий.

Это – выставки, конкурсы, интерактивные занятия с детьми. В ноябре будут подведены итоги интерактивного проекта «Летопись Великой Победы».

В преддверие этого, во вторник, 13 октября, научные сотрудники Осташковского краеведческого музея Артюхова Н.Г. и Миронова Т.А. совершили выезд на линию обороны в район деревень Турская – Заплавье. Были осмотрены сохранившиеся ДОТы, противотанковые рвы и окопы. Стало понятно, в сколь тяжелых условиях приходилось строить оборонительные сооружения: лесистая местность, болота, ручьи, прибрежная зона.


Осташков являлся важным оперативным пунктом на дальних подступах к Москве, так как находился на стыке двух фронтов Московского направления – Западного и Северо-Западного. Именно здесь была поставлена задача остановить врага и создать плацдарм для дальнейшего наступления Красной Армии.

Хотя, Советская Военная Энциклопедия утверждает, что строительство Ржевско-вяземского оборонительного рубежа или Государственного стратегического рубежа началось по решению Ставки ВГК после выхода соединений немецкой группы «Центр» в середине июля 1941 года в район города Смоленска, есть сведения, что рубеж уже полным ходом строился в конце июня 1941 года, то есть уже через несколько дней после начала Великой Отечественной войны.

Первое упоминание о нем мы находим в довоенном документе –сообpажениях по плану стратегического развертывания начальника Оперативного управления Генерального штаба Красной Армии генеpал-майоpа А.М. Василевского датированного маем 1941 года:

«... Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство и вооружение укрепленных районов, начать строительство укpепpайонов на тыловом рубеже Осташков – Почеп и предусмотреть строительство новых укpепpайонов в 1942 г. на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укpепpайнов по линии старой госграницы..."

Рубеж проходил в 250-300 км от Москвы с севера на юг, состоял из двух оборонительных полос, находящихся на расстоянии 40-60 км: первой –сплошной и второй – прерывчатой, сделанной лишь на отдельных направлениях.


Первая, сплошная полоса, проходила по линии: Валдай – оз. Велье – оз. Селигер – Осташков – Селижарово – по левому берегу р. Волга – Оленино – Булашево – по левому берегу р. Днепр – Издешково –Дорогобуж – Ельня – Фроловка – по левому берегу р. Десна – Жуковка – по берегу р. Судость – Почеп.

Вторая, прерывчатая полоса, проходила по линии: Кувшиново – Ржев –далее вдоль железной дороги Ржев-Брянск – Сычевка – Касня – Вязьма – Киров – Людиново – Дядьково – Брянск – Свень – Новля.

На оборонительных полосах сооружались противотанковые рвы (в два ряда), эскарпы, контрэскарпы, прикрывавшиеся огневыми точками: ДОТами, ДЗОТами, колпаками. В тылу Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа создавалась Можайская линия обороны, непосредственно в районе Москвы – Московской зона обороны. Всего на московском направлении возводилось до 9 оборонительных полос на глубину до 300-350 километров.

В июле 1941 года из Москвы в Осташков прибыл руководящий и технический аппарат нескольких строительных управлений для организации работ по строительству оборонительных сооружений в пределах Осташковского и смежных с ним районов.

Оценив на местности наиболее вероятные пути продвижения немецких войск, уже 20 июля началась мобилизация колхозников, рабочих и служащих на строительные работы.

Используя природные особенности Селигера, его вытянутость с севера на юг, присутствие непроходимых болот, руками жителей из многих районов Калининской области, в основном женщин и молодежи, с раннего утра и до позднего вечера, в любую погоду, задачу правительства выполнили.

«В первые дни войны вся партийная организация и весь народ были мобилизованы на строительство оборонных сооружений, которыми в районе занято 3370 га земли, затрачено 8425 тысяч человеко-дней» (из отчета РК ВКПб районной партконференции 26-28 июля 1943 г.).

Командование немецкой армии не ожидало, что за столь короткий промежуток времени Селигер превратиться в непроходимый укрепрайон, и придётся не только корректировать свои карты, но и планы. Ещё бы. Оборонительные сооружения протянулись вдоль всего западного побережья озера Селигер.

Начиная на севере от территории Ореховского сельсовета: вдоль побережья реки Полоновки от деревни Турская до Заплавья; по населенным пунктам Кравотынь, Лежнево Котчищенского сельсовета; по населенным пунктам Глубочицкого и Сорожского сельсоветов; по западному мысу острова Городомля; по территории острова Кличен; по западной части полуострова Житное: на лесопильном цехе кожзавода в городе Осташков; на территории депо узкоколейной железной дороги на окраине города; в районе деревень Большое Ронское, Нескучное, Боголюбское и Любимка Ботовского сельсовета, на 123 километре железной дороги; по озеру Долосец; в районе деревень Семеново Село и Нехино Сиговского сельсовета; в районе деревни Пустоша, северного побережья озера Волго Ясенского сельсовета; в районе деревень Коптево, Земцово и Сорокино Селижаровского района; по трактам Осташков-Селижарово-Кувшиново.

Общая протяженность тыловых укреплений доходила до 700 км. Было построено 410 км. Противотанковых препятствий, 51 км – противопехотных, 3626 км окопов всех видов, 619 артиллерийских и 749 пулеметных укрепленных огневых точек.

Линия обороны, построенная героическим трудом, сыграла большую роль в обороне дальних подступов к Москве. Около 1000 осташей – участников строительства были награждены медалями «За оборону Москвы».

#ОсташковскийКраеведческийМузей