Само слово «сани» появилось в русском языке, а оттуда уже перекочевало в латышский, венгерский, румынский. Самой распространенной считается версия происхождения «саней» от слова «сань», что означало «змея». С этим пресмыкающимся сравнивали след от полозьев.
В.Я. Капустников. По последнему снегу. Середина ХХ века. Холст, масло.
Сани были усовершенствованной версией волокуши – две жерди, соединённые поперечинами, на которые укладывался груз. В один конец жердей, как в оглобли, впрягалась лошадь, второй волочился по земле. Как движущая сила, применялись и другие животные — собаки, быки и т.д., а также люди. Такое нехитрое приспособление позволило весьма облегчить перевозку тяжестей нашим предкам, да и сейчас оно способно выручить в различных ситуациях. К слову, во время Великой Отечественной войны волокуши из подручного материала часто применялись для транспортировки раненых.
На Руси сани считались даже более престижным средством передвижения, чем колесные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.
Фото. Осташковские рыбаки. 1930-50-е годы. Собрание ОКМ.
Качество дорог в допетровской Руси оставляло желать лучшего, а где-то их не было вовсе. Так что ездить на санях было, во-первых, удобно, во-вторых, дешево. А в болотистых и лесистых областях, сани предпочитали другим доступным видам транспорта вплоть до ХХ века.
Конструкция саней с годами улучшилась: из перекрещенных жердей сани превратились в ладью с загнутыми полозьями. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой ехал кучер. По саням можно было определить степень знатности их владельца. Богаче всего, конечно, украшали царские.
На Руси сани также были важной частью многих обрядов. Например, именно в санях ехала в церковь невеста, в них же она отправлялась в новый дом — уже вместе с мужем. Сани были неизменным атрибутом главного зимнего праздника — Масленицы.
Особенно захватывающими были масленичные деревенские катания на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек с «рулевым» во главе. В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались около пяти часов с перерывами на застолья, пели песни.
После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы, конечно же, не прекращались. А когда наступала весна, до следующего снега детские санки вешали на стену в сенях.
Главной зимней забавой катание на санях и санках стало во времена правления Петра I, который предписал праздновать наступление нового года вместе с остальными европейскими государствами — 1 января, а не 1 сентября, как было заведено раньше. С появлением новой даты зимние праздники значительно растянулись — и появился отличный повод развлечься, катаясь с ледяных гор, не дожидаясь Масленицы.
Сани. Собрание ОКМ.
Попытки применить в качестве движущей силы саней что-то кроме мускульной силы людей или животных начались в 18 веке. В северной Европе и Скандинавии на сани ставили парус, ветер позволял перемещаться по гладкому льду рек и озёр с весьма приличной скоростью. Такая конструкция – буер – популярна и сейчас, например, можно встретить туристов на буере на льду Байкала. Не пропустили конструкторы саней и появление двигателей внутреннего сгорания — в начале 20-го века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую действующую, рабочую модель создали в 1903 г. Эти лёгкие сани приводились в движение самолетным винтом, установленным в трубе. Нашлось применение аэросаням и на фронте во время Первой мировой. Аэросани, способные с хорошей скоростью пройти по заснеженному бездорожью, действовали как в русской, так и в германской армии.
Модель. БOEBЫЕ AЭPOCAHИ РФ-8 . Масштаб 1:35.
Широкое применение аэросани получили в Отечественную войну, особенно в 1942—1943 гг. В этот период они впервые были использованы в значительном количестве как боевые средства. Наиболее успешно аэросани действовали на открытой местности: на озёрных пространствах озёр Ладожское, Ильмень, Селигер, замерзших реках, в прибрежных районах моря и в Финском заливе.
А в 60-х — 80-х годах аэросани Ка-30 с пассажировместимостью 8—10 человек применялись для перевозки почты, пассажиров и грузов, медицинских рейсов в труднодоступных районах Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана.
Детские санки тоже менялись и развивались. В СССР дети зимой катались с горок на обычных санках с деревянными полозьями, позднее — с металлическими. Конструкция санок особо не менялась, только материалы, да цвета становились ярче. В 80-е годы на горки пришли пластиковые санки обычной конструкции, а также плоские санки-ледянки — пластиковые и металлические, позднее появились мягкие ледянки. Чуть позже появились снегокаты, на которых можно было почувствовать себя «за рулём» — у детворы они становились предметом зависти.
Санки. Собрание ОКМ.