День славянской письменности и культуры в Бельском краеведческом музее отметили совместно с благочинием Бельского муниципального округа интерактивной программой, посвященной этому празднику, под названием «Как писали наши деды». Она была посвящена формированию письменности. И «деды» в ее названии подразумевали не только дедушек приглашенных на программу детей, а охватывали все поколения людей, от пещерного человека до современного.
День славянской письменности и культуры, как известно, имеет в нашей стране и второе название - День святых Кирилла и Мефодия. Рассказом о святых равноапостольных братьях Мефодии и Кирилле начала программу помощник благочинного Бельского округа по образованию и катехизации Элина Николаевна Чайкина. Эта беседа входила в цикл лекций о святых, который Бельское благочиние проводит для школьников города.
Кирилл и Мефодий являются святыми как православной, так и католической церквей, что бывает не часто. Они создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства. Они разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку — глаголицу.
Уже в середине XIX века среди славянских народов началось широкое почитание этих святых. Впервые празднование дня памяти Кирилла и Мефодия прошло в Болгарии11 мая 1858 года в Пловдиве. Затем этот праздник распространился по всему славянскому миру. Элина Николаевна рассказа об уникальном жизненном пути этих святых, об их апостольском подвиге, как и когда они получили ранг святых. Она также зачитала на греческом языке всем знакомую сказку «Курочка Ряба», понять смысл которой никто не смог. Так Элина Николаевна подчеркнула необходимость перевода с греческого языка на славянские языки всех церковных книг. За что и взялись братья.
Вторая часть программы была посвящена зарождению и развитию письменности. Первые наскальные рисунки, выполненные пещерным человеком, и современный компьютерный текст отделяют тысячелетия. Но цель у них одна – передача и сохранение информации.
Ребята узнали о предметных, узелковых письмах, чем и на чем писали наши предки, о первых рукописных и печатных книгах. А в конце занятия они попробовали с помощью картинок написать предметное письмо другу о своем походе в лес.
