Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Купить билет
Новости
26 ноября 2020

Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, именовалась такая одежда «стан». Длина рубах обычно приходилась ниже колен. По издавна заведенному обычаю, славянские девушки до пятнадцатилетнего возраста, и «даже до самой свадьбы», носили только подпоясанную рубаху. Надевание поясной одежды – поневы, связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.

Рубаха женская. Собрание ОКМ.

Каждая женщина в своем сундуке имела целый набор рубах на любой случай жизни: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».

Отделка рукава.

За малым исключением, все праздничные рубахи по покрою были такими же, как и обыденные, и отличались только обилием украшений в виде вышитых и вытканных узоров. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды.

Обрабатывать сырье и прясть нить умели практически все сельские женщины. Уже с раннего возраста девочка приучалась прясть, а затем и ткать. Ткань, изготовленная на домашнем стане, имела ширину 37—39см, которая была удобна для кроя одежды. Скроенная из прямоугольных кусков ткани традиционная славянская крестьянская рубаха отличается простотой и удобством конструкции. Покрой таких рубах рационален. Свободная, в меру широкая, сшитая из прочной ткани рубаха была хорошо приспособлена к выполнению в ней полевых работ и домашних дел. Надевалась она прямо на тело и свободно ниспадала с плеч. В летнее время женская рубаха могла служить одновременно верхней и нижней одеждой.

Рубаха покосная. Собрание ОКМ.

Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний. Ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Украшение около выреза горловины составляет обычно узкую гладкую или узорную полоску. Рубахи обычно имеют разрез на груди посредине с застежкой у ворота на одну пуговицу или нитяную петлю. Нередко на грудной разрез-пазуху вместо узкой обшивки нашивалась различной ширины планочка-манишка, которая закрывала разрез и украшалась вышивкой. Воротники рубах были двух типов: отложные и стоячие. Иногда эти воротники настолько узкие, что мало отличаются от простой обшивки.

Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой. Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.


Вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы. Части рубах, не видные из-под поневы, передника или сарафана, обычно не украшались. Выполняя декоративное значение, вышивка несет информацию о назначении рубахи, степени достатка, возрасте, этнической принадлежности ее владелицы.

Так, возрастная принадлежность рубахи определялась количеством вышивки. Например, детская одежда, вплоть до XIX века представлявшая собой одну рубаху, делалась она из более грубых тканей, чем девичья, и украшена была очень мало. Рубахи девушек орнаментировались большим количеством вышивки со сложным узором. Наиболее украшались рубахи молодых замужних женщин; с возрастом количество украшений уменьшалось.

Рубаха нижняя. Собрание ОКМ.

До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:
— Белый цвет сорочки — общеславянская традиция, восходящая к глубокой древности. Цвет тщательно отбеленного тонкого льняного полотна является своеобразным эстетическим эталоном рубах. Белый цвет ткани создает впечатление изящества, ажурности.
— Основной цвет ниток для вышивки считался красный или его оттенки (алый, брусничный, вишневый, кирпичный, смородиновый).
— Швы, которыми шьется и вышивается рубаха, должны быть счетными: для каждого стежка нитки считаются. Известными счетными швами считаются такие, как «роспись», «набор» или «счетная гладь».
— Хлопковые нитки наделяют рубаху обережными свойствами от сглаза, порчи и завистливых взглядов.
— Шелковые нити помогают добиться успеха в карьере, сохранить ясность ума.
— Шерстяная вышивка рубахи, по поверьям наших предков, помогает излечить от телесных и душевных хворей. Вышитое на рубашке шерстью солнце поможет в холода согреть и тело, и душу.
— Вышивая рубаху, нужно выбрать орнамент, в котором каждый символ находится в одной тематике, иначе можно внести некую энергетическую сумятицу.
— Вышивка на рубашке в этническом стиле выполняется только в хорошем настроении. Она не должна содержать узелков, чтобы не нарушить магическую связь.
— Выбирая ткань для пошива рубахи, важно отдавать предпочтение исключительно натуральным тканям. Так, лен и хлопок прекрасно подойдут для пошива повседневных рубашек, шерсть — для холодной поры, а шелк можно использовать в особо торжественных случаях, таких, как свадьба.

Рубаха нижняя. Собрание ОКМ.

Вышитые рубахи были непременной частью приданого каждой женщины. В сундуке для приданого невеста хранила 5–6, а богатая и дюжину рубашек. К праздничным рубахам, украшенным вышивкой, существовало особое отношение, в первую очередь, это касалось свадебной рубахи. Самую красивую, хорошо отбеленную, особо удавшуюся, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. По ней давали оценку невесте, как мастерице. После свадьбы, женщина носила ее по большим праздникам очень долго, часто в течение всей жизни, так же могла передать эту рубаху своей дочери. Свадебные рубахи расшивали узорами, где главное место занимал красный цвет.

Восточные славяне связывали с рубахой немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя — потеряешь счастье. «Продать ее — значит продать свое счастье». При помощи колдовства над рубахой, как считали, можно испортить ее владелицу. Свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.

Нарядно украшались рубахи (особенно по подолу), предназначенные для полевых работ. В узорах этих рубах — символы плодородия: взявшие силу ростки, деревья, ромбы, свастичные символы.
Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений