Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Купить билет
Новости
05 апреля

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Лидии Петровны Тихомировой (1904–1988), которая стала прототипом главной героини повести Б.Н. Полевого «Доктор Вера».

Л.П. Тихомирова родилась в 1904 году в семье сапожника и ткачихи в Твери, в рабочем районе на Пролетарке. Закончив медицинский техникум, она работала медсестрой в «Больничном городке» у знаменитого доктора Василия Васильевича Успенского, который очень её ценил. Позднее Лидия Петровна продолжила образование в Москве и стала врачом-хирургом, травматологом.

К сожалению, медицинская карьера вскоре была прервана первым арестом. В 1937 году по ложному доносу арестовали сначала мужа Тихомировой, а потом и её саму. Спустя восемь месяцев Лидию Петровну отпустили, а мужа только после смерти Сталина. Через 18 лет Колымы он вернулся домой инвалидом.

В октябре 1941 года войска фашистской Германии стремительно занимали территорию Калининской области. В те трудные годы Тихомирова работала военным врачом в госпитале № 1144 (находился в здании гимназии № 6).

При захвате города фашисты разбомбили больничный городок, раненых бойцов вывезти не удалось, их спрятали в подвале госпиталя. Лидия Петровна осталась вместе с больными. Были и другие врачи, нянечки, медсёстры, которые в таких немыслимых условиях продолжали лечить людей. Тихомировой в один из дней пришлось пойти на отчаянный шаг ради спасения наших раненных бойцов. Она обманула немцев, сказав, что у больных тиф, поэтому в подвал госпиталя те побоялись войти.

Город находился в оккупации два месяца. Весь этот период Лидия Петровна жила опасной двойной жизнью, не роняя при этом чести и достоинства. С одной стороны, она сотрудничала с оккупантами, с другой, делала всё, чтобы спасти раненных: проводила операции, доставала продукты, лекарства, гражданскую одежду и документы.

После освобождения Калинина 16 декабря 1941 года персонал госпиталя и часть больных отправили в спецлагерь для проверки. Л.П. Тихомирову обвинили в сотрудничестве с немцами, к тому же она и так считалась женой «врага народа». За Лидию Петровну вступились коллеги, а также спасённые ею бойцы и командиры Красной армии. В конце мая 1942 года Тихомирову освободили, и она сразу же уехала на фронт. Со своей частью, 100-й Львовской стрелковой дивизией, Лидия Петровна прошла всю войну, демобилизовавшись в августе 1945 года. Домой она вернулась с двумя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны П степени. После войны Тихомирова воспитывала не только свою дочь Галину, но и трёх дочерей погибшей в годы войны сестры.

Идея написания истории о непростой жизни своей землячки пришла Б.Н. Полевому во время просмотра корреспонденции на борту самолёта, когда он возвращался из Америки. Давно знакомые события как-то по-особенному зазвучали вдали от родных мест, и Борис Николаевич дал себе слово написать о подвиге этой удивительной женщины в годы Великой Отечественной войны. Лидию Петровну и её мужа, журналиста Сергея Павловича Никифорова, писатель знал ещё в молодые годы. Также Б.Н. Полевой был хорошо знаком со многими, кто освобождал наш город, с бойцами и командирами Красной Армии, партизанами, подпольщиками. Он сам 16 декабря 1941 года с передовыми частями вошел «с «лейкой» и блокнотом» в Калинин.

Несколько глав повести «Доктор Вера» было напечатано во втором номере журнала «Работница» в 1966 году, полностью произведение было опубликовано чуть позже в журнале «Знамя». Отдельным изданием книга вышла в том же 1966 году. В предисловии Б.Н. Полевой писал, что «...повесть «Доктор Вера», хотя и выросла из жизненного материала, не биографический очерк, не хроника совершившегося. Я прошу мою землячку, если ей в руки попадет эта книга, не прикладывать к ней точную мерку своей хорошей жизни и не судить меня строго за то, что я по-своему рассказываю о событиях, которые она пережила…».

Нужно отметить, что сама Лидия Петровна творением Полевого была крайне возмущена. По сюжету героиня успевала не только лечить раненых, но и поддерживать романтические отношения с одним из пациентов. «До романов ли мне было!», - выговаривала Лидия Петровна автору книги.

 В повести Бориса Николаевича врача, который остался в оккупированном городе, зовут Вера Трешникова. Молодая, хрупкая женщина в трудной ситуации показывает свой стойкий характер. Все события, описанные в произведении, происходят в городе Верхневолжске, под которым нетрудно угадать Калинин (сейчас Тверь). Красное кирпичное здание гимназии №6 на ул. Советской, Староволжский мост, восьмиугольная площадь – узнаваемые места нашего родного города.

 В 1967 г. в Калинине начались съёмки фильма по мотивам одноименной повести Б.Н. Полевого (режиссёр Дамир Вятич-Бережных). Роль Веры Трешниковой исполнила артистка Ирина Тарковская (Ирма Рауш). Премьера состоялась в марте 1968 г. Фильм принёс Лидии Петровне ещё большую известность, посыпались письма, на которые она всегда старалась отвечать.

 В 1969 году Л.П. Тихомирова получила звание «Заслуженного врача РСФСР».

 Последние годы жизни Лидия Петровна провела в семье своей внучки Елены Скрастынь. Умерла она в ночь на 1 апреля 1988 года, не дожив нескольких дней до своего 84-летия. В конце 1980-х годов Елена Борисовна решила передать личные вещи своей бабушки в Фонды Тверского государственного объединённого музея. Личный фонд Л.П. Тихомировой составляет более 50 единиц хранения: награды времён Великой Отечественной войны, фотографии, документы, медицинские принадлежности, брошь, ручка, очки, наручные часы, журнал «Работница» с главами повести «Доктор Вера» и отдельное издание 1966 года с автографами автора. В Фондах нашего музея также есть иллюстрации художника А.И. Белюкина к произведению Б.Н. Полевого. Графика Анатолия Ивановича очень тонко передаёт внутренние переживания главной героини и помогает нам представить трудные страницы жизни военных лет.

 

                                        Ирина Трутнева, научный сотрудник отдела литературных экспозиций Тверского государственного объединенного музея

 

Фото из собрания ТГОМ.

6+

 

 

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений