В этот раз участники программы увидели презентацию об истории самовара. Они узнали, что первый самовар в России смастерили на Урале в 1739 году. Первая фабрика, специализирующаяся исключительно на производстве самоваров, была открыта в Туле в 1778 году. Однако после 1917 года производство самоваров на несколько лет было остановлено, поскольку они стали символом мещанства. Но это длилось недолго. В фондах Бельского краеведческого музея есть один из первых самоваров возобновленного производства. На нем клеймо: «Артель имени В.И. Ленина. 1922 год».
Причиной быстрого распространения в быту самовара стал чай. Он стал привозится в Россию из Китая в VI веке и быстро вытеснил традиционно русские напитки – квас, сбитень, кисель. К концу XIX века чай стал ежедневным массовым напитком. С годами появилась чисто русская традиция чаепития: самовар ставили на стол, пили чай из блюдца и вприкуску с кусочками колотого твердого сахара. Для колки этого сахара были придуманы специальные щипцы, которые также есть в фондах Бельского краеведческого музея. Мужчины пили чай из стеклянных стаканов, а женщины использовали чашки из китайского фарфора. Да и самовары в России отличались большим разнообразием. Широко были распространены объемом в 3-8 литров, но производились и более объемные – на 12-15 литров. А были на один стакан – их еще называют «эгоист». А на два стакана – «тет-а-тет». Вот такой самовар на один стакан продемонстрировала Е.Е. Новикова.
Историк Москвы А.И. Вьюрков в своей книге «Друг семьи» рассказывает: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа <…> Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так».
Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное – с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который всю Москву видать», москвич деликатно отказывался, и терпеть не мог пить его из чайника…
Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахара и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут.»
Как выяснилось, многие собравшиеся в музее, помнят, что потомственные бельские горожане именно так чаевничали еще в 60-е годы.
Участники праздника смогли оценить вкус чая с этими добавками, поскольку День самовара не мог обойтись без чаепития. Точно так, как и без беседы об огородных делах, урожае, новых рецептах. А также музыкальной программы, которую подготовил Пётр Алексеевич Цветков.
В настоящее время едва ли кто из бельчан ежедневно ставит на стол самовар. А если кто и ставит, то скорее всего электрический.
Впереди рассказ о матрёшках и балалайке.