В Московском доме национальностей сегодня проходит круглый стол "Куракинские чтения". В программе выступления историков из Москвы и Пензы, презентация фильма "Искатели", а также музыкального произведения, написанного Натальей Куракиной. С докладом на мероприятии выступает главный хранитель Тверского государственного объединенного музея Елена Мойкина (на стартовом фото - справа).
Она вместе с Александром Кибовским (военный историк, г.Москва), Михаилом Асварищем (Русский музей, г. Санкт-Петербург) и Владимиром Бибериным (Тверская областная картинная галерея) участвовала в атрибуции портретов, образы которых можно будет увидеть на выставке "Старые портреты – новые имена" (из собрания Тверского краеведческого музея) уже 30 мая в Кимрском краеведческом музее.
На выставке представлено одиннадцать портретов, поступивших в коллекцию музея в разное время и при разных обстоятельствах, некоторые с пометкой – "портрет неизвестного". Герои этих живописных произведений навсегда могли остаться "неузнанными", если бы они не стали предметом изучения музейных специалистов и историков.
Возвращение портрету имени – сродни научному открытию и является знаменательным событием не только для музейного собрания, но и для культуры страны в целом. Уникальность в том, что всем портретам, которые увидит посетитель, возвращены подлинные имена.
История существования и бытования семейных реликвий в дворянских усадьбах зачастую представляет собой чудесное хитросплетение вымысла и реальности, которые со временем так тесно уживаются, что отличить одно от другого не представляется возможным. Как правило, портрет человека писался для сохранения памяти о близких и любимых, по случаю важного события, размещался в семейном интерьере и часто не нуждался в подписи – так формировались фамильные портретные галереи. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в революционные годы, когда разрушались и разорялись особняки и усадьбы, многие портреты, сберегавшие семейную и родовую память, теряли свои насиженные места, корни, становясь безымянными экспонатами в музейных собраниях и частных коллекциях.
В этой связи особенно показателен пример с Куракинской коллекцией из имения Степановское-Волосово Тверской губернии, поступившей в Тверской музей в 1920-е годы. На некоторых портретах сохранились надписи на оборотной стороне холста, из которых следовало, кто изображен на портрете. Под этими именами они и были записаны в учетные книги поступлений музея. Как показали исследования, это не всегда соответствовало действительности.
0+