В Бельском краеведческом музее прошла интерактивная программа «Частушки – душа России» в рамках цикла мероприятий, посвященных Году культурного наследия народов России.
Совершить экскурс в историю частушек собравшимся в музее помогли гармонист Петр Алексеевич Цветков и ансамбль «Русская душа» Бельского Центра культуры и досуга. Они исполнили различные частушки под сопровождение гармони и рассказали об интересных случаях своей жизни, связанных с частушками.
Ни одно народное гуляние, семейное застолье не обходятся без этих игривых, задорных коротких песенок. Истории частушки насчитывает более двух веков. Этот вид народного творчества родился в России практически одновременно с появлением в наших домах гармошки, примерно в 60–70-е гг. XIX века.
Слово «частушка» в 1898 году впервые использовал писатель Глеб Иванович Успенский в своей статье «Новые народные песни». Название нового жанра русского музыкального фольклора подчеркивало связь между частушкой и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации. Частушка имела и другие названия: припевки, страдания, сбирушки, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка. Так что родительницей частушки можно считать русскую народную лирическую песню. Первый сборник частушек «Песни деревенской молодежи» выпустил в 1903 г. Дмитрий Константинович Зеленин.
Если первоначально исполнение и сочинение частушек было делом исключительно сельских парней, то со временем их стали петь и сочинять все. Первые частушки были посвящены теме любви, отношениям между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. По частушкам можно проследить историю нашей страны. В советские времена они передавали темы, запрещенные цензурой (религия, политика и т. д.) Частушки могли содержать бранную лексику. В 20–30-е годы за «неправильную» частушки могли всю семью сослать в лагеря. Особый раздел в истории частушек – это Великая Отечественная война. Как известно, в конце лета 1941 г. на фронт было отправлено 12 тысяч гармоней, а осенью – еще 60 тысяч. Игра на любимом инструменте поддерживала боевой дух солдат, вселяла веру в скорую победу и напоминала о далеком доме и мирной жизни.
С той поры прошло много времени. Изменилась наша жизнь, но частушка по-прежнему живет в народе.