15 января 2021 г. празднуется 160-летие со дня рождения Василия Васильевича Андреева – основателя первого оркестра народных инструментов.
Сегодня мы ближе познакомим вас с выдающимся музыкантом-просветителем, реконструктором ряда русских народных инструментов, неутомимым пропагандистом русского музыкального искусства.
Василий Васильевич Андреев родился в семье почетного гражданина города Бежецка, купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены — дворянки Софьи Михайловны 3 (15 по новому стилю) января 1861 года. Отец умер через год, мальчика растил отчим — Нил Николаевич Сеславин. В 1872 году семья переехала в Петербург. Мальчик рано начал тянуться к музыке. «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты», — писал Василий Васильевич в воспоминаниях.
Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна — в 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых (это сравнительно недалеко от Бежецка) с балалаечником-самородком Антипом. Через год — с балалаечником-любителем, бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Помещик играл блестяще, виртуозно. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого мастера Антонова.
Спустя десять лет В.В. Андреев не только усовершенствовал, но и начал пропагандировать балалайку. В Петербурге тогда насчитывалось 20 тысяч любителей игры на балалайке: «Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки... Несложный инструмент, певучий мотив и легкость игры, не требующей продолжительной и трудной подготовки, делают его доступным массе. В три минуты я могу обучить играть на балалайке «Барыню». Но в то же время это настолько гибкий инструмент, что иногда требуется полтора года обучения для того, чтобы сыграть некоторые другие произведения».
Благодаря настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка стала основой оркестра. Сам Ф.И. Шаляпин запоет под этот оркестр. И Европа, и Америка ахнут, услышав такое. Андреев так организует игру балалаек, домр, гуслей, что иностранная публика станет говорить не только об особой красочности звучания инструментов, но и об особой красоте и загадочности русской души!
Порой он отчаивался, когда упирался в глухую стену непонимания. В одну из таких минут отчаяния написал письмо Льву Николаевичу Толстому: «Скажите мне, граф, продолжать ли этот труд, а главное, верный ли он, по Вашему мнению. Стоит ли отдавать ему все способности, время и средства? Нужна ли народу его песня и может ли по образцам этой песни, передаваемой в совершенстве балалайкой, развиться его музыкальность?..»
В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей.
Прекрасно прошли концерты оркестра Андреева с участием знаменитой певицы Надежды Плевицкой в Москве. Гастроли Великорусского оркестра по России всегда проходили замечательно.
Название оркестру — «Великорусский» Андреев дал по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому. Была ведь еще Малороссия — это юг, окраина (Украина) России. Была еще и Белая Русь.
25-летний юбилей Великорусского оркестра отмечали в 1913 году в большом зале Мариинского театра в Петербурге. От рабочих Путиловского завода до крупнейших музыкальных деятелей — все поздравляли Андреева. Хорошо сказал Шаляпин: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...»
Андреев сразу принял Октябрьскую революцию. Ему казалось, что теперь силы народные будут раскрепощены, и открывается широкая дорога перед деятельностью таких людей, как он сам. Он предложил переименовать оркестр в «Первый народный государственный оркестр». Начал много ездить с выступлениями перед красноармейцами. Бойцы даже пишут письма советскому правительству с благодарностью за возможность услышать «оркестр под управлением товарища Андреева».
В 1918 году В.В. Андреев поехал на Северный фронт Красной Армии. На одном из концертов простыл. В ночь на 26 декабря 1918 года он умер.
Вклад Василия Васильевича в развитие музыкального искусства огромен. Он был удостоен многих наград и званий. В 1892 году Андреев стал членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году его наградили Орденом Почетного Легиона. После его смерти в 1923 году Великорусскому оркестру присвоено имя основателя.
7 февраля 1986 года открыта экспозиция, посвященная В.В. Андрееву в Бежецком литературно-мемориальном и краеведческом музее. В настоящее время в музее ведутся реставрационные работы. К концу 2021 года планируется открытие музея, где вновь предстанет перед публикой обновленная экспозиция с мемориальными предметами выдающегося музыканта, будет работать концертный зал, где можно будет услышать игру прославленных инструментов.
#Андреев#Бежецкийкраеведческиймузей#балалайка