Размер шрифта:
Цветовая схема:
Закрыть
170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5
priemnaya@tvermuzeum.ru
Новости
15 октября

Святая благоверная Княгиня Анна Кашинская, дочь Ростовского князя Дмитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в тверской Софийский монастырь, а после переселилась в Кашинский Успенский монастырь. 2 октября 1368 года она мирно отошла ко Господу. Святые мощи ее были обретены 21 июля 1649 года.

Образ Святой Благоверной княгини Анны Кашинской.

В земной жизни Анне выпали серьезные испытания: она пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука (муж – великий князь Михаил Тверской и сын – князь Дмитрий были убиты в орде). Исследовательница Т.Манухина (Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. — Париж, 1954) замечает, что все, что известно о благоверной княгине Анне, хранит черты древнерусской «благоверной княгини»: целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги, покорная своей доле безмерно-терпеливая христианская душа.

Первое церковное прославление благоверной княгини Анны состоялось 12 июня 1650 года. Архиерейский собор оформил канонизацию и установил празднование благоверной княгини Анны дважды в год: 2 октября, в день ее преставления, и 12 июня, в день перенесения ее мощей. Не прошло и тридцати лет, как из-за раскола Церкви, было принято политическое решение.

24 февраля 1677 г. в Кашин неожиданно прибыла патриаршая следственная комиссия с чрезвычайными полномочиями — вскрыть гроб княгини Анны, запечатанный царскими печатями в 1650 году, и произвести новый досмотр мощей и новый опрос церковного причта и свидетелей чудес.

Образ Святого Благоверного князя Михаила Тверского и Святой Благоверной княгини Анны Кашинской.

Известный историк и специалист в области агиографии профессор Голубинский прямо пишет: «Давно высказано предположение, что причину пересмотра и уничтожения канонизации святой Анны Кашинской следует видеть в её «благословляющей» руке». То есть в руке, сложенной двуперстно для совершения крестного знамения.

Несмотря на все запреты, анафемы и проклятия почитание благоверной княгини Анны сохранялось у старообрядцев и жителей Кашина. В 1853 г. граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Подобные прошения последовали и в 1860, и в 1901 годах, но все они остались без внимания.

Причина отказов была одна: страх, что официальное признание её святости будет содействовать признанию ошибок реформ патриарха Никона, секулярных деяний времен патриарха Иоакима, императора Петра I и последующих. В монографии Т. Манухиной говорится, что «вторую канонизацию» благоверной Анны Кашинской «психологически предрешил закон о старообрядцах, даровавший им вероисповедную свободу и гражданские права».

Крестный ход в г. Кашин 12 июня 1909 г. Фото В.А. Колотильщикова из коллекции Андрея Цветкова.

11 апреля 1909 года новообрядческий Синод поспешил ответить посланием ко всем чадам своей церкви «О восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны». Торжества прославления великой княгини Анны Кашинской по случаю ее второй канонизации состоялись в Кашине 12 июня 1909 года. На торжества приехала великая княгиня Елисавета Федоровна и многие высокопоставленные лица. В крестном ходу на торжествах принимало участие Осташковское общество хоругвеносцев преподобного Нила Столобенского чудотворца.

Фото. Осташковское общество хоругвеносцев преподобного Нила Столобенского Чудотворца.

Знак члена общества хоругвеносцев преподобного Нила Столобенского Чудотворца. Собрание ОКМ