170100, Тверская область,
г. Тверь, ул. Советская, 5

тел.: (4822) 34-51-27
факс: (4822) 34-37-90

e-mail: priemnaya@tvermuzeum.ru
ВконтактеFacebookTwitter
ОдноклассникиInstagram
Памятные_даты
Оценка_качества
Культурный_форум

Новости

Выставка «Плакаты гражданской войны в России 1917 – 1922 гг.»

29.10.2018 г.
Выставка «Плакаты гражданской войны в России 1917 – 1922 гг.»

С 26 октября по 26 ноября в Кимрском краеведческом музее проходит выставка «Плакаты гражданской войны в России 1917 – 1922 гг.»

Коллекция политического плаката Государственного центрального музея современной истории России начала формироваться еще в 1922 году. В этом же году 12 ноября в залах бывшего Английского клуба на Тверской улице открылась выставка «Красная Москва», посвященная в основном событиям 1917-1921 годов. На ней экспонировались плакаты, предоставленные как советскими издательствами, так и частными коллекционерами. Сначала выставка превратилась в Историко-революционный музей Москвы, а с 1924 года – Музей революции СССР.

Однако в фондах ГЦМСИР хранится не только одна из самых обширных и уникальных коллекций красного плаката. Вначале 1920-х годов в стране наряду с большевистскими изданиями комплектовались и плакаты «вражеской стороны». В частности – агитационные листы белого движения Юга России, выпущенные в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Одессе органами пропаганды – ОСВАГом (отделом пропаганды при правительстве вооруженных сил Юга России) и ДОНОТОСом (Донским отделом осведомления).

К концу 1920-х годов в СССР назрели серьезные перемены, ужесточилась цензура. Антибольшевистские издания, как правило, уничтожались или поступали в «специальные» хранения архивов и музеев. Такая же судьба постигла «несоветские» плакаты Музея революции – их поместили в спецхран и долгое время доступ к ним был закрыт как массовому зрителю, так и исследователям.

Кардинальные политические изменения в жизни страны, начавшиеся в середине 1980-х годов, позволили Центральному музею революции СССР открыть свое «специальное» хранение, а в 1991 была организована выставка «Красное и белое», на которой широкому зрителю были впервые за долгие годы представлены плакаты, выпущенные белогвардейской стороной.

При первом же взгляде на плакаты враждующих сторон в глаза бросается единство истоков духовной культуры народа, а также сходство художественного языка. Например, плакатисты по обе стороны баррикад вдохновлялись народной лубочной картинкой и традициями русской иконы. Плакаты «За Единую Россию» (1919), «Борьба красного рыцаря с темной силой» (1919) и «Казак, ты царей бил…» (1920) не только очень похожи по композиции, но и отсылают нас к иконографии Георгия Победоносца, убивающего змея. Случались и вовсе одиозные случаи, когда художники меняли свои политические симпатии в разгар конфликта. Классическим примером служат два плаката, созданные одним неизвестным художником под условным названием «Васька и Петька». Семь рисунков на каждом из них повествуют о жизни труженика Василия и пьяницы Петра. Только в первом случае высмеивается совдеповская деревня, а во втором – деникинская.

Не уступали обе стороны и в живописании ужасов, творимых со стороны своих политических противников. Одни выпускали плакаты, посвященные зверствам Колчака в Омске, другие – зверствам большевиков в Харькове и Воронеже. Противостояние двух основных сил в истерзанной России было настолько сильным и кровопролитным, что примеров бесчеловечной расправы и мародерства достаточно как у «красных», так и у «белых».

И все же, необходимо признать, что творческие силы красного и белого движений были не равны, ведь большинство художников находилось в столицах, а интеллигенция на местах далеко не всегда соглашалась на сотрудничество с белогвардейцами. Были среди сторонников «белого» движения известные мастера, например, Е. Лансере, И. Билибин, но противостоять большому количеству молодых, активных «левых» художников, грезящих о «новом мире» было очень сложно. Да и в целом, большевики уделяли пропаганде гораздо больше внимания и вовремя сумели оценить её действенность, дав возможность художникам-авангардистам проявить себя.

Так появились Окна РОСТа – маленькие, красочные информативные плакаты-комиксы, выставлявшиеся в пустующих витринах, над которыми трудились М. М. Черемных и В. В. Маяковский. Необходимость быстрого реагирования на новые телеграфные сообщения привела к тому, что авторы стали использовать готовые трафареты. Сам В. В. Маяковский в 1930 году отзывался об этой работе так: «Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов». «Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат… это новая форма, выведенная непосредственно жизнью…»

Говоря об экспериментах отечественных авангардистов, нельзя не упомянуть и знаменитый плакат Э. Лисицкого «Клином красным бей белых», вышедший в 1920 году, где острый красный клин врезается в аморфный белый круг. Самый известный плакат периода Гражданской войны Д. Моора «Ты записался добровольцем?» (1920). «И всякий гражданин, честный или бесчестный, встретясь с повелительным взглядом красноармейца, проверял свое отношение к исполнению гражданского долга».

Плакаты периода Гражданской войны уже давно превратились в своего рода «художественную энциклопедию», позволяющую нам проникнуться духом того времени – времени величайшего духовного подъема сражающихся за свои идеалы людей, времени жестоких расправ брата над братом.


Адрес: г. Кимры, ул. Кирова, д. 13/18. 
Телефон для справок: 8 (48236) 3-27-43 


Все новости...